Плавный пуск двигателя
Устройство плавного пуска «УПВ-1/2/5»
![]() | Основные функции Технические характеристики и условия эксплуатации Применение Схема подключения и габаритные размеры |
Основные функции
УПВ-1, УПВ-2, УПВ-5 предназначены для защиты электрооборудования от пускового тока, обеспечения режима «soft starter» при включении. УПВ представляет собой электронный аналог мощного регулируемого сопротивления, имеющего в начальный момент запуска большое сопротивление и плавно уменьшающегося до минимального значения при дальнейшем функционировании.
УПВ работает как на переменном, так и на постоянном токе, не «ломая» форму исходного напряжения питания.
Технические характеристики и условия эксплуатации
Параметр | Значение | |
Номинальное рабочее напряжение, В | 110/220 | |
Диапазон рабочего напряжения, В | 50-300 | |
Номинальный ток, А | УПВ-1 | 1 |
УПВ-2 | 2 | |
УПВ-5 | 5 | |
Предельные температурные условия, °С | -40…+55 | |
Минимальное количество рабочих циклов, шт | 1 000 000 |
Применение
Примером эффективного использования УПВ может послужить защита от пускового тока при различных нагрузках: лампы накаливания, электродвигатели переменного или постоянного тока (плавный пуск электродвигателя) и др. Причина частого перегорания ламп накаливания при включении — слабое сопротивление спирали. Использование УПВ для защиты ламп накаливания продлевает срок их службы в десятки раз.
При защите электродвигателя, работающего в повторно-кратковременном режиме, срок его службы продлевается от 5 до 10 раз, а также обеспечивается плавная передача крутящего момента во время пуска от вала двигателя к связанным с ним механизмам (например, редуктор), что способствует уменьшению износа и продлению срока службы механизма в целом.
Сравнение режима запуска коллекторного двигателя на номинальный ток 0.5 А:
![]() Без УПВ | ![]() С УПВ |
Схема подключения и габаритные размеры
Продукция
Мы применяем собственные технологии и технологии известных мировых производителей элеткроники.
Заказ
Оформить заказ на требуемое оборудование возможно со страниц сайта.
Поддержка
Оперативная консультационная и техническая помощь является неотъемлемой частью нашей работы.
© 2004 — 2020
Научно-производственное предприятие
«ТестЭлектро»
Приборы контроля высоковольтного оборудования. Механические испытательные системы.
Плавный пуск, устройство плавного пуска.
Устройство плавного пуска выполняет роль защиты электродвигателей, как электрической его части, так и механической. Это достигается за счет плавного нарастания тока на обмотках электродвигателя, что позволяет уменьшить пусковые значения тока в два раза избежав перегрева обмоток и посадки напряжения в сети. Также благодаря плавному пуску нарастание крутящего момента при запуске электродвигателя происходит постепенно, продлевая жизнь механической части двигателя.
Устройства плавного пуска нашли широкое применение в промышленности. Самые распространенные УПП в России:
- Устройство плавного пуска abb;
- Устройство плавного пуска danfoss;
- Устройство плавного пуска siemens;
- Устройство плавного пуска schneider;
- Устройство плавного пуска altistart.
Принцип работы УПП
Одной из главных проблем асинхронных моторов это то, что момент силы, которую развивает двигатель прямо пропорционален квадрату напряжения, приложенного к нему, именно поэтому при пуске и остановке двигателя создаются резкие рывки ротора, а это создает большой индуктивный ток, вызывающий перегрев обмоток двигателя.
Устройства плавного пуска двигателя бывают трех видов это:
- Электронные УПП;
- Электромеханические УПП;
- Механические УПП.
УПП позволяет плавно повышать напряжение или ток от минимального (начального) до максимального значения, плавно разгоняя электродвигатель
Устройства плавного пуска делятся на две категории, это амплитудные УПП и фазовые УПП. Они отличаются пусковыми режимами. Амплитудные применяются на слабонагруженном оборудовании, а фазные – запускают электромоторы с тяжёлым пусковым режимом при этом они оснащены встроенным энергосберегающим режимом и способны корректировать коэффициент мощности.
Применение устройств плавного пуска
Устройства плавного пуска нашли широкое применение в промышленном оборудовании и на производствах с использованием электродвигателей большой мощности, к примеру:
- Машиностроение;
- Металлургия;
- Строительство;
- Деревообработка;
- Добыча и переработка полезных ископаемых.
Конечное список промышленных направлений где успешно применяется устройство плавного пуска далеко не полный, его можно продолжать достаточно долго.
Назначение и преимущества УПП
Основное назначение плавного пуска — это защита электродвигателя как электрической, так и механической его части, что способствует как описывалось выше, стабилизации питающей цепи. За счет плавного пуска и торможения двигателя достигается снижение пусковых токов к том уже согласовывается крутящий момент и момент нагрузки.
Главное преимущество плавного пуска — это цена которая разительно отличается от стоимости частотного преобразователя. УПП значительно продлевает безаварийный режим работы двигателя и способен максимально быстро срабатывать в аварийной ситуации. И в дополнение, плавный пуск экономит электроэнергию.
Сервисный центр «Кернел» предлагает выполнить качественный ремонт промышленной электроники и оборудования в том числе ремонт устройств плавного пуска абсолютно любого производителя в сжатые сроки и за разумные деньги.
Где заказать ремонт УПП
Если вы заинтересованы в ремонте устройства плавного пуска, оставьте заявку на ремонт нашим менеджерам. Связаться с ними можно несколькими способами:
- Заказав обратный звонок (кнопка в правом нижнем углу сайта)
- Посредством чата (кнопка расположена с левой стороны сайта)
- Либо позвонив по номеру: +7(8482) 79-78-54 ; +7(917) 121-53-01
- Написав на электронную почту: 89171215301@mail.ru
Вот далеко не полный список производителей промышленной электроники и оборудования, ремонтируемой в нашей компании.
Устройства плавного пуска
Устройства плавного пуска (УПП) для электродвигателей
Мягкий пускатель представляет собой электрическое устройство, которое предназначается для плавного и бесконтактного запуска двигателей. В результате оборудование работает дольше, а безопасность его эксплуатации повышается.
Какие задачи решает софтстартер?
Устройство используется для того, чтобы:
- плавно производить разгон и приостановку двигателя;
- согласовывать крутящийся момент с объемом нагрузки устройства;
- уменьшить величину пускового тока.
Особенность электродвигателя в том, что во время запуска величина крутящегося момента может в 2-3 раза превысить номинальную. Такой резкий скачок в состоянии вывести из строя двигатель, а также привести к падению напряжения в сети. Пусковой ток в начале движения может в 6-8 раз превысить необходимую норму. Мягкий пускатель гарантирует плавный запуск двигателя и постепенное нарастание величины тока в заданном отрезке времени.
Софтстартер ограничивает и максимальную величину тока. Поскольку напряжение на обмотках двигателя растет плавно, его легко удерживать в требуемых границах. В результате сами обмотки не перегреваются, а механические рывки полностью предотвращаются, а устройства надежно защищены от гидроударов.
Если вы правильно подбираете пускатель, то обеспечиваете безопасность работы двигателя и долгий срок службы всей системы в целом.
Основные преимущества мягкого пускателя (софтстартера)
Мягкие пускатели собственного производства компаний имеют ряд неоспоримых преимуществ:
- продление срока эксплуатации всей системы и самого двигателя;
- снижение вероятности перегрева электродвигателя;
- устранение рывков в механической части устройства;
- ограждение системы от гидравлических ударов во время запуска или приостановки двигателя;
- легкая настройка оборудования;
- простой монтаж, так как пускатели не требуют установки дополнительных деталей, вроде температурных и контрольных реле.
Купить устройства плавного пуска по выгодным ценам
Приобрести мягкие пускатели вы можете на сайте. Наши инженеры свяжутся с вами и ответят на все интересующие вопросы.
Устройства плавного пуска асинхронных двигателей серии УПП
Устройства плавного пуска и торможения серии УПП представляют собой тиристорные переключающие устройства (регуляторы напряжения по трем фазам), обеспечивающие плавный пуск с включением внешнего шунтирующего контактора и остановку трехфазных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором, а также регулирование напряжения (тока) на активно-индуктивных нагрузках.
Устройства плавного пуска серии УПП объединяют функции плавного пуска и торможения, защиты механизмов и электродвигателей, а также связи с системами автоматизации.
Область применения
- Насосные станции, вентиляторы и компрессоры
- Транспортеры и конвейеры
- Тяжело нагруженные и инерционные механизмы
- Шлифовальные, металло- и деревообрабатывающие станки, кузнечно-прессовое оборудование
- Машины и механизмы с ременной, цепной и другими видами трансмиссий, редукторы
Преимущества
- Позволяет настраивать пусковой момент
- Уменьшает пусковой ток
- Уменьшает потери после разгона благодаря шунтирующему контактору
- Дает возможность каскадного пуска нескольких электродвигателей одним устройством плавного пуска
- Улучшает условия эксплуатации приводного механизма
- Улучшает условия эксплуатации электродвигателя, пускозащитной аппаратуры и сети энергоснабжения
- Сокращает расходы на обслуживание
- Возможность управления по интерфейсам RS232 или RS485
Технические характеристики
Максимальный пусковой ток, А
75, 190, 300, 480, 750, 1200, 2400
Напряжение питающей сети, В
380 +10%, -15% (для УПП1, УПП2)
690 +10%, -15% (для УПП3, УПП4)
Частота питающей сети, Гц
аналоговые и цифровые (2+3)
Выходы изолированные программируемые
аналоговые и релейные (оптронные) (2+4)
Степень защиты устройств по ГОСТ 14254
IP00 – для устройств встраиваемого (модульного) исполнения
до IP54 – для устройств шкафного исполнения
Температура окружающей среды
Параметры пуска и остановки
1 – 120 сек (безударный пуск с ограничением пускового тока)
0,1 – 1,0 Uсети. Определяет начальный пусковой момент
Используется для пуска механизмов с большим моментом трогания. Эффект достигается за счет начального импульса напряжения
Пуск с переменным ускорение
Используется для предотвращения большого ускорения в начале пуска (в механизмах с люфтом и т.п.) и для обхода резонансных зон
Виды пуска:
- Пуск с заданным токоограничением
- Пуск электродвигателя плавным увеличением напряжения с заданным темпом
- Пуск с начальным броском тока для получения повышенного пускового момента
Виды торможения:
- Остановка с заданной интенсивностью
- Динамическое торможение
Защиты
Архивация событий
Опции
Ограничение количества пусков за заданный период времени
Торможение перед пуском
Габаритные размеры
Максимальный пусковой ток, А
Условное обозначение
УПП | X | — | Х | Х | Х | Х | — | УХЛ4 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 — Устройство Плавного Пуска
2 — Номер разработки: 1 — Устройства работают от 3-х фазной сети переменного тока с глухо-заземлённой нейтралью напряжением 380 В, 50 Гц; 2 — Устройства работают от 3-х фазной сети переменного тока с изолированной нейтралью напряжением 380 В, 50 Гц; 3 — Устройства работают от 3-х фазной сети переменного тока с глухо-заземлённой нейтралью напряжением 690 В, 50 Гц; 2 — Устройства работают от 3-х фазной сети переменного тока с изолированной нейтралью напряжением 690 В, 50 Гц;
3 — Наличие реверса: 0 — нереверсивный, 1 — реверсивный
4 — Максимальный пусковой ток длительностью до 120 сек: 1 — 75А, 2 — 190А, 3 — 300А, 4 — 480А, 5 — 750А, 6 — 1200А, 7 — 2400А
5 — Функциональные возможности: 0 — базовое исполнение, 1 — исполнение с расширенными функциями интерфейса
6 — П-принудительное охлаждение в устройствах УПП (используется при тяжелом затяжном пуске или при регулировании напряжения на активно-индуктивных нагрузках)
-при отсутствии принудительного охлаждения (вентиляторов) буква опускается
7 — Климатическое исполнение и категория размещения по ГОСТ 15150 и ГОСТ 15543.1
Пример условного обозначения устройства плавного пуска для асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором, для трехфазной сети переменного тока с глухо-заземленной нейтралью с номинальным напряжением 380 В, 50 Гц, нереверсивный, на максимальный пусковой ток 1200 А, базовое исполнение, охлаждение – принудительное, климатическое исполнение и категория размещения – УХЛ4 по ГОСТ 15150:
Устройство плавного пуска УПП1-060П-УХЛ4 ШЕДК.650311.001ТУ
Комплект поставки
- устройство плавного пуска УПП,
- техдокументация.
По согласованию с Заказчиком в комплект поставки могут быть включены:
- электродвигатель;
- блок предохранителей;
- шунтирующий контактор;
- блок адаптера (предназначен для объединения ряда устройств в сеть MODBUS c управлением от персонального компьютера (ПК), поставляется с программным обеспечением на диске);
- модуль расширения дискретных входов/выходов (обеспечивает возможность увеличения дискретных входов/выходов устройства плавного пуска, торможения и реверсирования электродвигателя для решения сложных задач: каскадные пуски электродвигателей, запуски двухскоростных электродвигателей, выполнение задач по программным алгоритмам работы, заложенным в устройстве);
- выносной пульт.
Устройство плавного пуска электродвигателя
Одним из самых главных недостатков асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором является наличие у них больших пусковых токов. И если теоретически методы их снижения были хорошо разработаны уже довольно давно, то вот практически все эти разработки (использование пусковых резисторов и реакторов, переключение со звезды на треугольник, использование тиристорных регуляторов напряжения и т.д.) применялись очень в редких случаях.
Все резко изменилось в наше время, т.к. благодаря прогрессу силовой электроники и микропроцессорной техники на рынке появились компактные, удобные и эффективные устройства плавного пуска электродвигателей (софтстартеры).
Устройства плавного пуска асинхронных двигателей — это устройства, которые значительно увеличивают срок эксплуатации электродвигателей и исполнительных устройств, работающих от вала этого двигателя. При подаче напряжения питания обычным способом, происходят процессы, разрушающие электродвигатель.
Пусковой ток и напряжение на обмотках двигателей, в момент переходных процессов, значительно превышают допустимые значения. Это приводит к износу и пробою изоляции обмоток, «подгоранию» контактов, значительно сокращает срок службы подшипников, как самого двигателя, так и устройств «сидящих» на валу электродвигателя.
Для обеспечения необходимой пусковой мощности, приходится увеличивать номинальную мощность питающих электрических сетей, что приводит к значительному удорожанию оборудования и перерасходу электроэнергии.
Кроме того «просадка» напряжения питания в момент пуска электродвигателя — может привести к порче оборудования, задействованного от этих же источников питания, эта же «просадка» наносит серьезный ущерб оборудованию электроснабжения, уменьшает срок его службы.
В момент пуска электродвигатель является серьезным источником электромагнитных помех, нарушающих работу электронного оборудования, запитанного от этих же электрических сетей, или находящихся в непосредственной близости от двигателя.
Если произошла аварийная ситуация и двигатель перегрелся или сгорел, то, в результате нагрева, параметры трансформаторной стали изменятся настолько, что номинальная мощность, отремонтированного двигателя, может снизиться на величину до 30%, в результате, этот электродвигатель окажется непригодным к использованию на прежнем месте.
Устройство плавного пуска электродвигателей объединяет функции плавного пуска и торможения, защиты механизмов и электродвигателей, а также связи с системами автоматизации.
Плавный пуск с помощью софтстартера реализуется медленным подъемом напряжения для плавного разгона двигателя и снижения пусковых токов. Регулируемыми параметрами обычно являются начальное напряжение, время разгона и время торможения электродвигателя. Очень маленькое значение начального напряжения может очень сильно уменьшить пусковой момент электродвигателя, поэтому оно обычно устанавливается 30-60% от значения номинального напряжения.
При запуске напряжения скачком увеличивается до устанволенного значения начального напряжения, а потом плавно за заданное время разгона поднимается до номинального значения. Электродвиагетль будет при этом плавно и быстро разгоняться до номинальной скорости.
Применение софстартеров позволяет уменьшить пусковой «бросок» тока до минимальных значений, уменьшает количество применяемых реле и контакторов, выключателей. Обеспечивает надежную защиту электродвигателей от аварийной перегрузки, перегрева, заклинивания, обрыва фазы, снижает уровень электромагнитных помех.
Устройства плавного пуска электродвигателей просты в устройстве, монтаже и эксплуатации.
Пример схемы подключения устройства плавного пуска электродвигателя
При выборе устройства плавного пуска необходимо учитывать следующее:
1. Ток электродвигателя. Необходимо выбирать устройство плавного пуска по полному току нагрузки двигателя, который не должен превышать ток предельной нагрузки устройства плавного пуска.
2. Максимальное число запусков в час. Обычно оно ограничено софтстартером. Необходимо, что-бы количество запусков в час электродвигателя не превышало этот параметр.
3. Напряжение сети. Каждое устройство плавного пуска рассчитано на работу при определенном напряжении. Напряжение сети питания должно соответствовать паспортному значению софтстартера.
Устройство плавного пуска электродвигателя: назначение и принцип работы
Во время начала работы мотора, функционирующего при помощи электрической энергии, возникает достаточно большая нагрузка на оборудование со значительным превышением. Также из-за этого может случиться просадка уровня напряжения, что тоже негативно сказывается на работе. В таких случаях требуется устройство плавного пуска электродвигателя, отвечающее за мягкий запуск мотора без побочных эффектов. Это позволяет в полной мере избавиться от негативных последствий для двигателя и техники, а также обеспечить значительное продление срока службы и более эффективное функционирование. Используется подобное оборудование только при взаимодействии с двигателями асинхронного типа.
Зачем нужно УПП?
Устройство плавного пуска электродвигателя обозначается специальной аббревиатурой УПП – именно под таким наименованием его часто можно встретить в различной справочной литературе или каталогах. Зачем оно требуется в системе? Дело в том, что при запуске двигателя крутящий момент дает очень большую нагрузку, которая значительно превышает номинальную, то же касается и пусковых токов. Все это приводит к появлению ряда неприятных проблем.
- Может повредиться изоляция на обмотках, и тогда аппарат прекратит свою работу, запустить его не получится.
- Кинематическая цепь может полностью выйти из строя из-за различных повреждений и ударов.
- Тяжелый пуск, который не дает устройству работать нормально.
Все эти моменты требуют использования такого приспособления, как устройство плавного пуска двигателя. С ним мотор будет работать нормально, постепенно разгоняясь без лишних рывков, а значит, перегрузки не будут влиять на состояние и работоспособность агрегата. Также это способствует сохранению хорошего состояния изоляции.
Как понять, что происходит тяжелый пуск, и требуется устройство плавного пуска двигателя для нормальной работы? Это явление обычно появляется в определенных случаях, когда его можно распознать по некоторым признакам:
- Пуск может быть тяжелым, если используемый источник питания не справляется со своими функциями. В этом случае устройство требует от сети такой ток, который она может выдать только под максимальным напряжением, либо не способна работать с такими параметрами в принципе. При совершении запуска будут отключаться автоматы и элементы системы, начнут мигать лампочки с индикаторами и тоже отключатся, генератор прекратит свою деятельность. Однако стоит учесть, что в такой ситуации установка УПП поможет, только если данная сеть способна дать 250 процентов от номинального имеющегося значения тока, тогда при плавном пуске конкретный двигатель сможет работать от нее. Если же источник питания не способен выдавать такие показания, то и смысла в установке дополнительных устройств нет, они все равно не помогут работе, нужно подключаться к другой сети.
- Во время тяжелого пуска работающий двигатель может не запускаться напрямую, видно, что он не начинает двигаться или не может разогнаться до нужной при функционировании скорости, в результате чего срабатывает защитная система. Для решения задачи не поможет УПП, но можно дополнительно попробовать использовать другое устройство — преобразователь частоты, который исправит ситуацию.
- В некоторых случаях запуск может быть хорошим, но включается защитный автомат. В этом случае может помочь устройство плавного пуска двигателя, причем, чем ближе конкретная получаемая частота вращения находится непосредственно к номинальной в то время, когда срабатывает защита, тем выше шансы на успех и удачное разрешение этой проблемы.
Некоторые приборы УПП обладают дополнительными функциями, которые способствуют оптимальной работе асинхронных двигателей:
- Могут защитить от случайного возникновения короткого замыкания при пуске в ход и последующих повреждений.
- Способны предотвратить внезапный обрыв фазы.
- С его помощью можно исключить повторное включение, являющее незапланированным.
- Защитит от превышения допустимого уровня нагрузок.
Подобные приспособления помогают не только обеспечить плавный и спокойный запуск двигателя без лишних нагрузок на систему, но и провести такую же плавную остановку, которая способствует увеличению срока службы агрегата и более эффективному функционированию. Также один из плюсов использования этого устройства — возможность подобрать ИПБ с меньшей мощностью, если есть необходимость в использовании подобного источника.
Принцип действия механизма
Стартсофтеры — это еще одно название подобных систем, калька с их английского наименования. Они бывают двух типов, которые отличаются по способу действия и особенностям функционирования. Это электрические и механические УПП.
Механический способ регулирования является более простым, поскольку в его основе лежит несложное действие — он принудительно сдерживает нарастающую скорость вращения при запуске, чтобы не дать образоваться слишком большой нагрузке. Для этого применяются различные детали и механизмы, которые воздействуют механическим путем, помогая регулировать работу и получать нужные параметры. Конечно, каждый из этих вариантов обладает своими особенностями и характерными принципами работы, но выполняют они одну и ту же задачу.
Представить способ механического воздействия достаточно легко. Если вращающегося диска коснуться каким-либо предметом, скорость движения замедлится, поскольку возникнет сила трения, направленная в противоположную сторону. Элементу нужно будет больше времени, чтобы разогнаться, и такой процесс будет происходить более плавно. Вот так действуют механические регуляторы.
У электрических регуляторов принцип действия сложнее, там работа осуществляется за счет специальных элементов в электрической цепи, которые ограничивают подачу напряжения. Чтобы разобраться, как именно и по какому типу работает УПП с таким принципом, нужно внимательно изучить сам процесс. Это момент, когда электроэнергия преобразуется в кинетическую, из-за чего и происходит начало работы мотора. Также в это время сопротивление увеличивается — от малых показателей к максимальным. И уровень тока по своей силе действия максимален, о чем говорит закон Ома. Это значит, что поступающая энергия в такой момент, согласно закону, должна передаваться с большой скоростью. А если подключить двигатель с использованием специального стартсофтера, то в действие вступает вторая формула этого закона, в итоге энергия передается по-прежнему с таким же уровнем, быстро, но выходит уже иначе, медленно, поскольку напряжение ограничивается. Чем меньше будет имеющаяся сила тока, тем больший промежуток времени потребуется агрегату на разгон, и при этом он будет плавным.
Как выбрать?
Существует несколько параметров, от которых следует отталкиваться при необходимости выбора подобного элемента:
- Нужно правильно подобрать агрегат таким образом, чтобы его предельная сила тока соответствовала мотору, с которым он будет использоваться — в этом заключается залог нормальной работы.
- Существует параметр запусков в час, которых может быть определенное количество, обычно он указывается в эксплуатационных характеристиках УПП, и при работе нельзя превышать это значение.
- Напряжение этого устройства не должно быть меньше, чем уровень, который имеется в сети.
Стоит отдельно отметить специализированные УПП для насосов, которые предназначены для снижения гидравлических ударов, негативно влияющих на трубопровод. При полностью заполненных трубах использование такого механизма позволяет практически полностью устранить эти удары, тем самым, продлевая срок службы всей системы коммуникаций. Вот почему приобретение устройства для насоса будет хорошим решением, использовать его можно не только на моторах различных машин.
Есть и устройства плавного запуска, предназначенные для электроинструментов, у них тоже имеется своеобразная специфика, поскольку при работе таких агрегатов получается сочетание динамических нагрузок и больших оборотов, например, можно увидеть это при работе шлифовальной машинки. Характерная особенность состоит в том, что нагрузка возникает не только во время пуска, но и при каждой подаче, поэтому инструменту нужно обеспечить надлежащую защиту.
Управление системами электрического типа
Говоря об электрических стартсофтерах, стоит отметить, что у них бывает два вида управления, которые также отличаются своими характеристиками. Система может быть амплитудной или фазовой.
- Первый вариант основывается на постепенном и неспешном увеличении подающегося напряжения, поступающего непосредственно на клеммы, которое мягко и плавно возрастает до максимального показателя. В этом случае можно при использовании техники запускать моторы без проблем с небольшой нагрузкой по минимуму или даже вхолостую.
- Фазовые установки не снижают мощность мотора, а регулируют состояние тока по фазам, поэтому можно запустить двигатель даже с большим уровнем нагрузки. Плавное увеличение мощности можно установить и в рабочем режиме.
Устанавливать стартсофтер на двигатель или нет — решает каждый владелец агрегата лично для себя. Однако стоит отметить, что за границей запрещено использовать устройства с мощностью более 15 тысяч Вт без УПП. Использование прибора без стартсофтера — не очень хорошая идея, поскольку она значительно сокращает срок службы и ведет к поломкам, а это означает лишние затраты, которые будут гораздо более глобальными, чем расходы на покупку УПП.
Вы всегда можете приобрести устройства плавного пуска Schneider Electric, Eton, Siemens по привлекательным ценам в нашем интернет-магазине.
Плавный пуск электродвигателя
В настоящее время наиболее популярным является электропривод на основе асинхронного двигателя. Это можно объяснить его большой мощностью, надежностью и простотой обслуживания. Однако, такой электродвигатель имеет существенный недостаток – большой пусковой ток. В результате пуска двигателя происходит электродинамическое разрушение обмоток статора и ротора, а также увеличивается износ передаточных звеньев. Ток в результате прямого пуска превышает номинальный, что может способствовать просадке напряжения сети, а также выводу из строя различных электромеханизмов, которые включены в сеть. Решение такой проблемы заключается в плавном пуске электродвигателя, добиться которого можно с помощью устройства плавного пуска.
При запуске электродвигателя прямым способом может произойти разрушение не только элементов электродвигателя, но и тех механизмов, которые работают от его вала. При плавном запуске электродвигателя пусковой ток снижается, снижается напряжение питания, оптимизируется пусковой и тормозной моменты, а также предотвращается заклинивание вала электродвигателя. Стоит понимать, что при использовании устройства плавного пуска электродвигателя невозможно регулировать частоту вращения, реверсировать направление вращения, а также увеличивать пусковой момент.
Плавный пуск электродвигателя можно провести с помощью нескольких вариантов включения симисторов в цепь управления. Схемы можно разделить на одно-, двух- и трехфазные, каждая из которых имеет принципиальные отличия и стоимость исполнения. Кроме того, если используется соединение типа «треугольник», то симистор можно включить в разрыв обмотки. Сам симистор представляет собой два включенных параллельно тиристора, имеющих управляющий входной канал.
Однофазная схема регулирования подразумевает плавный пуск электродвигателя, который имеет мощность не более 11 кВт, если необходимо смягчить только пусковой удар. Длительный запуск, торможение и ограничения на пусковой ток не имеют значения, так как с помощью однофазного типа соединения такой возможности нет.
Двухфазный плавный запуск электродвигателя можно применять для запуска электродвигателей мощностью до 250 кВт. Такие схемы довольно часто снабжаются байпасными контакторами, которые удешевляют всю схему, но не устраняют главный недостаток такого типа соединения, а, следовательно, и вида плавного пуска – несимметричность питания фаз. В итоге данный недостаток может привести к перегреву двигателя при небольших нагрузках.
Самая оптимальная схема для плавного запуска двигателя – трехфазная. Она позволяет не только получить мягкий пуск двигателя, но и обеспечивает универсальное применение УПП. Мощность двигателей, которые пригодны для плавного запуска с помощью такой схемы соединения, ограничивается электрической и тепловой прочностью симисторов. Такой способ плавного пуска является многофункциональным и позволяет реализовать множество решений – подхват обратного хода, динамическое торможение и симметричное ограничение силы тока и магнитного поля.
Важным элементом устройства плавного пуска двигателя, как уже говорилось, является байпасный (обходной) контактор. Он предназначается для облегчения теплового режима плавного запуска электродвигателя, который заметно увеличивается при выходе на установленные обороты.
Кроме указанных выше схем подключения устройства плавного пуска можно использовать схему, в которой используется шунтирующий двигатель. Он отключает устройство плавного пуска и обеспечивает работу электродвигателя после выхода на номинальный режим работы. В отличие от сетевого адаптера он не проводит через себя пусковой ток. Такая схема подключения очень удобна в использовании при управлении несколькими двигателями, которые должны работать синхронно. Также такая схема подключения может использовать для плавного пуска двигателей большой мощности. Современные устройства плавного пуска могут использоваться через совместимый интерфейс и включаться программируемыми контролерами по требованию оператора.