Обмотчик электродвигателей с чего начать
Королева электрооборудования
Сегодня нет ни одного промышленного объекта, где бы ни применялись электродвигатели. С уникальной женщиной, которая вот уже тридцать лет ремонтирует электрооборудование, познакомился мой коллега Юрий Усаковский.
Профессия у ветерана производства Ольги Купцовой редкая. Она работает обмотчиком элементов электрических машин, занимается их ремонтом. Свою специальность Ольга Васильевна мужской не считает. Здесь как в вышивании нужны внимательность, сосредоточенность и усидчивость. И, конечно, не помешает знание химии и физики.
Ольга Купцова — обмотчик элементов электрических машин газодобывающего предприятия: «Есть формулы определённые, в основе которых, кстати, стоит закон Ома, вот, и по этим формулам мы работаем. Прежде всего, головой, а потом и руками. Без головы ничего руки не могут».
Для человека, который в два счета чинит электродвигатели на работе, дома не составляет труда отремонтировать любой электроприбор.
Ольга Купцова — обмотчик элементов электрических машин газодобывающего предприятия: «Интересно работать сейчас, гораздо интереснее, чем в советское время. Потому что страна открылась и пошло оборудование со всего мира. То есть раньше всё одно и то же, как конвейер, это неинтересно, это скучно, а сейчас, такое оборудование всякое разное идёт, что мама дорогая».
Виталий Барабаш — начальник цеха восстановления коммуникаций газодобывающего предприятия: «Это обмотчик я бы сказал с большой буквы. На сегодняшний день, не смотря на то, что она женщина, выполняет довольно непростую, сложную работу. Она имеет шестой разряд, это разряд высший квалификационный».
Опыта у Ольги Васильевны хватает, в этой профессии она уже 30 лет. Ее женские руки буквально «выхаживают» движки.
Ольга Купцова — обмотчик элементов электрических машин газодобывающего предприятия: «У них разное звучание, разная песня, они по-разному себя ведут, принцип работы. Вот это различие я вижу, а так все движки маленькие, большие, это как одна семья».
Только за прошлый год Ольга Васильевна с коллегами отремонтировали более ста перегоревших электродвигателей. Сегодня они вновь восстановлены и продолжают вращать лопасти вентиляции, открывать и закрывать задвижки, качать газ.
Охрана труда
Документы по охране труда новичку
Рубрики
Инструкция по охране труда для обмотчика элементов электрических машин
Инструкция по охране труда для обмотчика элементов электрических машин
Глава 1. Общие требования по охране труда
1. К работе в качестве обмотчика элементов электрических машин допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, специальное обучение, практическую подготовку, имеющие группу по электробезопасности, а также прошедшие
вводный и первичный инструктажи;
инструктаж по противопожарной безопасности;
:повторный инструктаж на рабочем месте;
внеплановый и целевой инструктажи;
2. Обмотчик элементов электрических машин должен иметь не ниже 2 группы по электробезопасности.
3. В процессе работы, в установленные на предприятии сроки, обмотчик должен пройти инструктаж по технике безопасности, курсовое обучение по 18-ти часовой программе и сдать экзамены на знание правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
.4. Обмотчик должен знать сроки испытания защитных средств и приспособлений, правила эксплуатации и ухода за ними, и уметь пользоваться. Не разрешается использовать защитные средства и приспособления с просроченным периодом проверки.
5. Обмотчик пользующиеся в процессе основной работы подъемными механизмами, электро- и пневмо-инструментами, заточными и сверлильными станками, а также выполняющие работы, связанные с повышенной опасностью и вредностью, должны пройти дополнительное обучение, сдать техминимум по устройству и эксплуатации данного оборудования, инструмента, инструктаж по правилам безопасного выполнения работ, и иметь соответствующе удостоверение.
.6. Используемые в работе лакокрасочные материалы и их растворители хранить в помещениях с надежной вентиляцией и хорошо закрывающимися металлическими дверями, в связи с их взрывоопасностью и токсичностью.
Тару для хранения лакокрасочных материалов и их растворителей необходимо плотно закрывать. Инструмент для открытия и закрытия тары должен быть во взрывобезопасном исполнении.
7. Обмотчик должен знать и выполнять требования безопасности.
8. Обмотчик в период работы должны использовать следующие средства индивидуальной защиты: полукомбинезон хлопчатобумажный, очки защитные, рукавицы комбинированные.
9. После работы с лаками и их растворителями необходимо вымыть руки теплой водой с мылом.
Обмотчик, нарушающий требования по охране труда, привлекается к ответственности в соответствии с должностными инструкциями, установленными для каждого работника в соответствии с действующим законодательством РФ.
10. Каждый работник в соответствии со ст.8 Федерального закона “Об основах охраны труда Российской Федерации” имеет право на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности.
Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы
11. Обмотчик должен проверить:
спецодежду, привести ее в порядок, застегнуть обшлага рукавов.
достаточно ли освещено рабочее место и подходы к нему. Свет не должен слепить глаза.
необходимый для работы ручной инструмент и приспособления, средства индивидуальной защиты разложить в удобных и легкодоступных местах, чтобы исключалась возможность случайного перемещения или падения их во время работы.
12.Осмотреть и привести в порядок рабочее место, убрать все, что может мешать работе; если пол скользкий (облит маслом, краской, водой) потребовать, чтобы его вытерли или сделать это самому.
13. При работе пользоваться только исправными, сухими и чистыми инструментами и приспособлениями; лезвие отвертки должно быть оттянуто и расплющено до такой толщины, чтобы оно входило без зазора в прорезь головки винта;
14. При пользовании грузоподъемными механизмами (тали, тельферы и др.) проверить надежность их закрепления. Убедиться в исправности грузоподъемных механизмов и их грузозахватных органов.
15. При обнаружении неисправности оборудования, инструмента, приспособлений для рабочего места как перед началом работы, так и во время работы сообщить мастеру и до устранения неполадок к работе не приступать. Пользоваться неисправными инструментами запрещается.
Глава 3. Требования по охране труда во время работы
16. В процессе работы обмотчик элементов электрических машин обязан:
выполнять только ту работу, которая поручена администрацией. Если недостаточно хорошо известен безопасный способ выполнения работы, обратиться к администрации за разъяснением;
не приступать к новой (незнакомой) работе баз получения от мастера инструктажа о безопасных способах ее выполнения;
содержать в чистоте и порядке в течение всего рабочего времени свое рабочее место, под ногами не должно быть масла, деталей, заготовок, обрезков и других отходов;
во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других;
не допускать на рабочее место лиц, на имеющих отношения к данной работе. Без разрешения мастера не доверять свою работу другому рабочему;
заметив нарушение инструкции другими рабочими или опасность для окружающих, не оставаться безучастным, а предупредить рабочего об опасности или необходимости соблюдения правил техники безопасности.
17. Для подъема, снятия, установки и транспортирования тяжелых (массой более 16 кг) агрегатов, узлов и деталей нужно пользоваться исправным подъемно-транспортным оборудованием соответствующей грузоподъемности, на котором вам разрешено работать.
18. При работе с грузоподъемными механизмами выполнять требования инструкции по охране труда для лиц, пользующихся грузоподъемными механизмами, управляемыми с пола.
19. Разборку и сборку мелких узлов электрооборудования производить на верстаках, а крупногабаритных – на специальных рабочих столах или стендах, кассетах, обеспечивающих устойчивое их положение.
20. Переносные лампы для сушки электромоторов применять с заградительной сеткой.
21. Включение электромотора при проверке работы производи со специального пункта проверки или специального рубильника.
22. Проверяй перед выключением целостность электрокабеля или проводов. Пользоваться для проверки случайными кусками провода или кабеля, соединять их скруткой запрещается.
23. Помни, что производить измерения мегометром ты можешь только на обесточенном электродвигателе.
24. Перед началом работы с прибором убедись в его исправности, а также зажимов и соединительных проводов
25. По окончании проверки электродвигателя отключи временное питание, так как оставленная под напряжением линия от проверочного пункта до мотора может явиться причиной несчастного случая.
26. Гаечные ключи применять только по размеру гаек или болтов. При затягивании или откручивании гаек или болтов нельзя устанавливать подкладка между гранями ключа и гайки, а также пользоваться рычагами.
27. При снятии, прессовке и запрессовке вставных узлов и деталей, пользоваться съемниками, прессами и другими приспособлениями, обеспечивающими безопасность работы.
28. Работая у верстака, следить за тем, чтобы его поверхность была чистой, гладкой и не имела заусениц.
29. При разборке электродвигателей щиты, статоры, роторы и якоря следует укладывать на специальные стеллажи и подставки.
30. Сварку или пайку концов обмоток производить только в защитных очках.
31. Перед испытанием электрооборудования после ремонта оно должно быть прочно закреплено, заземлено (занулено), а вращающиеся и движущиеся части закрыты предохранительными кожухами.
Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы
32. Отключить (отсоединить) электрооборудование, электроинструмент, грузоподъемные машины от сети.
33. Сложить инструмент и приспособления в отведенное для хранения место.
34. Слить остатки лаков и растворителей в специальную плотно закрывающуюся тару.
35. Привести в порядок рабочее место, убрать в металлический ящик с крышкой или уничтожить используемую при работе ветошь.
36. Вымыть руки теплой водой с мылом.
37.Обо всех неполадках, обнаруженных во время работы, доложить мастеру.
Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях
38. При любой аварии или возникновении аварийной ситуации, которая может привести к аварии и несчастному случаю, обмотчик элементов электрических машин обязан немедленно принять все зависящие от него меры, предупреждающие возможность повреждений (разрушений) объекта и устраняющие опасность для жизни людей. Одновременно сообщить о случившемся мастеру или непосредственному руководителю работ.
39. Во избежание аварийных ситуаций пользоваться только исправными грузоподъемными механизмами.
40. Ремонт электрооборудования производить только при снятом напряжении.
41. Обмотчик должен уметь оказывать доврачебную помощь. Такая помощь оказывается немедленно, непосредственно на месте происшествия и в следующей последовательности:
сначала нужно устранить источник травмирования. Оказание помощи надо начинать с самого существенного, что угрожает здоровью или жизни: при сильном кровотечении наложить жгут, а зятем перевязать рану, при подозрении закрытого перелома наложить шину;
при открытых переломах сначала следует перевязать рану, а затем наложить шину; при ожогах наложить сухую повязку, при обморожении пораженный участок осторожно растереть, используя мягкие или пушистые ткани;
при поражении электрическим током необходимо немедленно освободить пострадавшего от действия тока, а именно: выключить рубильник, перерубить провод, оттянуть или отбросать его сухой палкой, шестом. Не прикасаться к пострадавшему, пока он находится под действием тока. Если у пострадавшего отсутствует дыхание, то немедленно приступить к массажу сердца и искусственному дыханию до прибытия врача.
42. После оказания первой доврачебной помощи пострадавший должен быть направлен или доставлен в ближайшее медицинское учреждение.
Поделиться «Инструкция по охране труда для обмотчика элементов электрических машин»
Обмотчик электрических машин — Механизация изготовления и укладки обмоток статоров из круглого провода
Содержание материала
- Обмотчик электрических машин
- Классификация и основные элементы
- Потери и кпд электрических машин
- Особенности электрических машин различных типов
- Требования к изоляции
- Изоляционные материалы
- Обмоточные провода
- Методы изолирования токопроводящих частей электрических машин
- Виды и конструкция изоляции обмоток
- Виды обмоток
- Основные элементы и обозначения обмоток машин переменного тока
- Способы изображения схем обмоток
- Схемы трехфазных однослойных обмоток статоров
- Схемы трехфазных двухслойных обмоток статоров
- Соединение обмоток статоров в несколько параллельных ветвей
- Обмотки статоров с дробным числом пазов на полюс и фазу
- Схемы обмоток статоров многоскоростных двигателей
- Особенности схем обмоток одно- и двухфазных двигателей
- Намотка катушек из круглого провода
- Укладка однослойных обмоток статоров из круглого провода
- Укладка двухслойных обмоток статоров из круглого провода
- Механизация изготовления и укладки обмоток статоров из круглого провода
- Обмотки статоров для механизированной укладки
- Механизированная намотка статоров совмещенным методом
- Заклинивание пазов обмоток статоров
- Механизированная намотка статоров раздельным методом
- Формовка и бандажирование лобовых частей обмотки статоров
- Комплексная механизация намотки статоров
- Изготовление катушек из прямоугольного провода
- Укладка обмоток статоров в полуоткрытые пазы
- Укладка обмоток статоров в открытые пазы
- Крепление обмоток статоров из прямоугольного провода
- Изготовление стержневых обмоток статоров машин переменного тока
- Особенности укладки обмоток статоров крупных электрических машин
- Схемы обмоток фазных роторов
- Обмотки фазных роторов с дробным числом пазов на полюс и фазу
- Таблицы положений стержней в волновых обмотках роторов
- Технология изготовления стержней волновых обмоток фазных роторов асинхронных двигателей
- Технология укладки стержневой обмотки ротора
- Короткозамкнутые роторы
- Основные элементы и обозначения обмоток якорей машин постоянного тока
- Простые петлевые обмотки машин постоянного тока
- Уравнительные соединения машин постоянного тока первого рода
- Простые волновые обмотки машин постоянного тока
- Несимметричные волновые обмотки машин постоянного тока
- Сложные петлевые и волновые обмотки машин постоянного тока
- Уравнительные соединения машин постоянного тока второго рода
- Комбинированные обмотки машин постоянного тока
- Изготовление катушек якоря из круглого провода
- Изготовление катушек якоря из прямоугольного провода
- Особенности изготовления одновитковых обмоток якоря
- Подготовка якоря к укладке обмотки якоря
- Укладка обмотки якоря
- Конструкция и типы коллекторов
- Пайка коллекторов
- Крепление обмоток якорей и роторов
- Намотка проволочных бандажей
- Бандажи из стеклоленты
- Отделка якоря
- Крепление обмоток роторов турбогенератора
- Виды полюсных катушек обмоток возбуждения
- Катушки обмоток возбуждения из изолированного провода
- Катушки обмоток возбуждения из неизолированной шинной меди, намотанной плашмя
- Катушки обмоток возбуждения из шинной меди, намотанной на ребро
- Особенности изготовления катушек возбуждения крупных синхронных гидрогенераторов
- Пропиточные составы и методы пропитки обмоток
- Сушка обмоток
- Пропитка обмоток лаками с растворителями
- Пропитка обмоток лаками без растворителей
- Пропитка обмоток в компаундах
- Контроль и испытания обмоток
- Измерение сопротивления обмоток
- Измерение сопротивления изоляции обмоток
- Контроль обмоток, уложенных в пазы
- Проверка правильности маркировки выводных концов фаз обмотки статора
- Испытание электрической прочности изоляции обмоток
- Испытание междувитковой изоляции обмоток
- Автоматизация испытаний электрических машин
- Виды и система планово-предупредительных ремонтов
- Частичный ремонт обмоток
- Ремонт обмоток статоров
- Ремонт обмоток фазных роторов асинхронных двигателей
- Ремонт обмоток якорей, катушек возбуждения
- Заключение, литература
ГЛАВА VI
МЕХАНИЗАЦИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И УКЛАДКИ ОБМОТОК СТАТОРОВ ИЗ КРУГЛОГО ПРОВОДА
§ 21. МЕХАНИЗАЦИЯ ОБМОТОЧНЫХ РАБОТ
Изготовление и укладка обмотки из круглого провода самая трудоемкая операция в производстве электрических машин. Обмотчик во время укладки обмотки вручную должен выполнять множество одинаковых движений: устанавливать изоляцию в каждый паз машины, пропускать проводники через шлицы пазов, выравнивать и уплотнять их в каждом пазу, заклинивать пазы, формировать и закреплять лобовые части обмотки. При всей своей кажущейся простоте укладка и закрепление обмотки в статоре требуют от обмотчика высокой квалификации и очень большой внимательности. Любое неверное движение, резкий удар или изгиб обмоточного провода может привести к браку. Поврежденная изоляция не выдержит испытания, уложенную обмотку придется вынимать из пазов и всю работу начинать заново. Пропадает работа не только самого обмотчика, совершившего ошибку, но и всех тех, кто выполнял предыдущие операции: заготовлял изоляцию, наматывал катушки и т. п. Обмоточный провод, из которого были намотаны катушки, нельзя вторично использовать. Поэтому вопросам механизации обмоточных работ, особенно важным при массовом выпуске электрических машин с обмоткой из круглого провода, в последние годы уделяется много внимания.
На предприятиях с массовым выпуском двигателей механизирована большая часть операций по намотке статоров: изолирование пазов, намотка и укладка обмотки, заклинивание, формовка и крепление лобовых частей обмоток. Создано высокопроизводительное оборудование, освободившее обмотчиков от монотонной работы, намного повысившее производительность их труда.
Однако широкое распространение механизированного оборудования не только не уменьшило, но, наоборот, повысило требования к квалификации обмотчиков. Обмотчики электрических машин, работающие на различных станках — пазоизолировочных, для механизированной укладки обмоток, для бандажирования лобовых частей и т. п.— должны знать не только схемы и конструкцию обмоток, методы их изготовления и укладки, но и уметь работать на станках, знать назначение их основных конструктивных элементов и принцип действия каждого механизма станка и уметь контролировать его работу.
§ 22. ИЗОЛИРОВАНИЕ ПАЗОВ СТАТОРА
Для изолирования обмоток из круглого провода в пазы статора до укладки обмотки надо установить корпусную изоляцию в виде пазовых коробов (см. рис. 50 и 51). Эта операция выполняется на полуавтоматических станках, среди которых наибольшее распространение имеют станки ИПС и ИС (обозначение типа станка образовано из первых букв выполняемой операции, например, изолирование пазов статора). Станок ИПС (рис. 54) состоит из механизма привода, подающего устройства, формующе-отрезающего устройства, механизма поворота статора и механизма подачи пазового короба в пазы статора.
Лента изоляционного материала 7, по ширине соответствующая развернутой длине пазового короба, т. е. его длине при развернутых манжетах, протягивается подающим механизмом 3 прерывистого действия через профильные направляющие 2 в формующе-отрезной механизм.
Рис. 54. Принципиальная схема работы станка ИПС
В профильных направляющих происходит изгиб и отбортовка ленты, т. е. загиб манжет. Лента передвигается прерывисто на определенный шаг, равный нужной ширине короба, а участок ленты отрезается гильотинными ножницами 4. Полученная заготовка короба 5 в это время находится над формующей матрицей 9. Размеры матрицы соответствуют размерам паза статора. Пуансон 6 подает заготовку в матрицу и формует пазовый короб. Матрица одновременно служит направляющим желобом для установки отформованного короба 7 в паз статора S, который располагается непосредственно против матрицы. Досылатель 10 механизма подачи перемещает короб в паз и отходит назад, после чего статор с помощью поворотного устройства поворачивается на одно зубцовое деление и цикл работы повторяется. Механизм подачи короба в паз (рис. 55) имеет предохранительное устройство, которое защищает станок от случайных перегрузок. Например, при смятии короба во время подачи его в паз статора (положение I) нагрузка на досылатель 3 возрастает. Фиксатор 2, которым связан досылатель с подвижной кареткой 1 механизма подачи, освобождается, досылатель дальше не движется, а каретка проходит вперед (положение //). При обратном движении фиксатор 2 захватывает досылатель и подает его назад дальше, чем при нормальной работе (положение ///). Досылатель воздействует на конечный выключатель 4 и останавливает станок.
Существует несколько модификаций станков ИПС и ИС. Базовой моделью является станок ИС23А. Он предназначен для изолирования пазов статоров с внутренним диаметром 160—350 мм. Асинхронные двигатели с таким внутренним диаметром статора имеют мощность 2,2—30 кВт. За одну минуту станок может установить короба в 60—100 пазов в зависимости от размеров статора. Таким образом, станок может установить пазовую изоляцию в один статор, имеющий, например, 54 паза, за 30—40 с.
Рис. 55. Принцип действия механизма подачи станка ИПС
Обучение профессии «Обмотчик элементов электрических машин» в Кирове на курсах без отрыва от производства
Независимо от пола, возраста и темперамента легко обучиться новой специальности в нашем центре. Корочка по профессии обмотчик элементов электрических машин отличный шанс устроиться в крупную компанию на хорошо оплачиваемую работу.
- Обучение тип
- Дистанционное формат Гибкий график —>
- от 3500 рублей цена
Ближайшие курсы обучения на обмотчика элементов электрических машин
Выбирайте удобную для вас группу обучения. Если затрудняетесь с выбором, где учиться на обмотчика элементов электрических машин — cвяжитесь с нашими специалистами и получите бесплатную консультацию.
* Идет сейчас, дистанционное обучение Осталось 3 места Киров | Записаться |
* начало 22.02.2021, дистанционное обучение Осталось 11 мест(а) Киров | Записаться |
* начало 01.03.2021, дистанционное обучение Осталось 12 мест(а) Киров | Записаться |
* начало 08.03.2021, дистанционное обучение Осталось 14 мест(а) Киров | Записаться |
* Уточняйте расписание групп и профессий по тел 8 800 350-86-10 (бесплатно по РФ)
✔️ Программы обучения профессии обмотчик элементов электрических машин
Характеристика работ.
- Обмотка элементов электрических машин под руководством обмотчика более высокой квалификации.
- Подготовка пазов к обмотке.
- Закрепление обмоток клиньями.
- Соединение обмоток по простым схемам.
- Рихтовка лобовых частей обмоток.
- Крепление междукатушечных и межполюсных соединений шнуром или лентой.
- Подготовка обмоток к испытанию.
Должен знать:
- назначение и правила применения простых инструментов и приспособлений;
- простые схемы соединения обмоток;
- наименование и маркировку изоляционных материалов.;
Примеры работ
1. Машины погружные — подготовка провода к обмотке.
2. Роторы, якори, статоры — размотка без сохранения провода.
3. Сердечники якорей, роторов и статоров машин с мягкими секциями — подготовка к обмотке.
4. Статоры микродвигателей — подготовка к обмотке.
5. Якори электродвигателей для бормашины — обмотка.
Инструкция по перемотке электродвигателей своими руками в домашних условиях
Практически все электродвигатели, установленные в различных моделях бытовых приборов, являются асинхронными. Одно из преимуществ такого технического решения в том, что изменение нагрузки никак не отражается на частоте вращения. Во многом этим и обусловлена популярность таких моделей.
Промышленность выпускает различные модификации этих устройств, которые имеют конструктивные отличия в исполнении составных частей – разное количество полюсов, ротор или короткозамкнутый, или фазный (значительно реже), и ряд других. Но общий принцип ремонта электродвигателей остается неизменным, разница может быть только в отдельных нюансах.
В случае поломки эл/двигателя простейший способ восстановления его работоспособности – обратиться в мастерскую. Однако не в каждом населенном пункте «частники» смогут выполнить эту работу качественно, если, конечно, вообще за нее возьмутся. Поэтому нередко возникает дилемма – выкинуть его в мусорный ящик или попробовать перемотать самостоятельно.
Учитывая разнообразность конструкций и габаритов «движков», а также то, что все они имеют как статорную, так и роторную обмотки (для эл/двигателей постоянного тока – якорную), изложим только порядок действий по перемотке электродвигателей своими руками и общие рекомендации по этому вопросу. Остановимся на двигателе переменного тока, так как именно такие изделия чаще всего входят в состав различных бытовых приборов и агрегатов.
Внешний осмотр
Необходимо, частично разобрав двигатель, произвести очистку всех составных частей и определить, в чем собственно дело. Одновременное выгорание и роторной, и статорной обмоток происходит довольно редко. Поэтому и следует понять, какой из них придется заниматься.
Но здесь нужно учесть, что резкое повышение температуры внутри механизма в момент возникновения неисправности сопровождается нарушением изоляционного покрытия на всех составных частях. Поэтому ограничиваться одной лишь перемоткой нельзя. Следовательно, придется уточнить, что еще необходимо будет сделать и какие материалы приготовить.
Определение параметров провода
Можно попробовать найти соответствующую информацию в интернете (намоточные данные). Часто люди делятся личным опытом, как они ремонтировали эл/дрель, фен своей жене, насосную станцию на даче и так далее. Но нужно понимать, что это должна быть ТОЧНО ТАКАЯ ЖЕ модель, иначе не факт, что после ремонта ваша станет работать.
На практике же обычно приходится все вопросы выяснять непосредственно при осмотре. Даже если двигатель выгорел довольно сильно, то всегда можно найти участок, на котором обмотка более-менее сохранилась. В этом месте нужно все тщательно очистить для того, чтобы можно было пересчитать все проводки в «укладке». Все, что нам нужно – определить количество витков и сечение провода.
Заботиться о целостности провода, естественно, смысла нет. Поэтому подойдет все, что поможет удалить нагар и частицы расплавленного лака – бензин, спиртосодержащие жидкости и тому подобное. Как вариант – произвести обжиг (горелка, костер и так далее). Главное – результат.
Обмотка выступает за габариты «железа». На той ее части, которая цела и пригодна к осмотру, срезается (срубается, спиливается) верхушка. Подходящий инструмент подбирается в зависимости от толщины провода, но нужно иметь в виду, что он довольно мягкий (медь). Наша задача – добиться того, чтобы одну часть намотки можно было «распушить». Тогда и число проводков посчитать несложно, и сечение их замерить.
Подготовка «железа»
Основой и ротора, и статора служит специальная сталь. При внешнем осмотре на них иногда можно обнаружить небольшие вмятины или заусеницы. Такие места необходимо аккуратно обработать или «мягким» надфилем, или мелкой «наждачкой», не повреждая металл.
Подбор провода
В идеале он должен быть точно таким же. Но это не всегда получается. Следовательно, придется использовать материал с другим сечением, который занимает в соответствующей таблице соседнюю позицию. При этом нужно вспомнить закон Ома и учесть, что с уменьшением диаметра провода его сопротивление возрастает.
Значит, нужно будет изменить и число витков, например, вместо 350 наматывать 400 или 320. Возможно, такое решение – «на глазок» – приведет к некоторому снижению мощности. Тем, для кого это принципиально, придется произвести точные расчеты, тем более что все исходные данные есть – номинал напряжения питания (220 В), сечение имеющегося провода, габариты «железа», на которое он будет наматываться (значит, общая длина проводника).
Изготовление обмотки
Это делается при помощи шаблона. Его несложно изготовить самостоятельно, из плотного картона или фанеры. Главное – правильно снять все размеры с «железа». Намотку провода лучше делать на специальном станке, который не является дефицитом и стоит копейки. Такое приспособление можно смастерить и самому, из подручного материала. Как выглядят станок и шаблон, ясно из рисунка.
Если делать намотку вручную, на это уйдет времени значительно больше, да и есть вероятность того, что можно ошибиться в количестве витков. Кроме того, работая с тонким проводом, его легко порвать, а с толстым – уложить неплотно, что вызовет трудности при постановке обмотки на место из-за увеличения ее габаритов.
Установка обмотки
Ничего сложного в этом нет, необходимо лишь соблюдать аккуратность. После укладки изоляции в пазы по месту «сажается» изготовленная «катушка» (такие «гильзы» изготавливаются из материалов категории «диэлектрик»). Как они ставятся, понятно из рисунка.
Следует избегать любого повреждения не только провода, но и его внешней изоляции (лаковое покрытие). В некоторых случаях целесообразно использовать специальное приспособление – «трамбовку». С ее помощью обмотка «уплотняется» в посадочных пазах. Все фазные катушки надежно изолируются друг от друга.
Пропитка
Она делается с целью изоляции всех токоведущих частей. Рекомендовать какой-то конкретный состав смысла нет, так как в продаже имеется большой ассортимент соответствующей продукции. Но вот кое-что посоветовать стоит.
Все лаки делятся на 2 категории. Одни не требует температурного воздействия, так как просыхают естественным путем. Для других необходима термическая обработка. На производстве с этим проблем нет, так как используются специальные печи. А вот как просушить лак в домашних условиях, придется подумать.
Проверка эл/двигателя
После того, как просушка закончена, нужно убедиться в том, что он готов к включению. Что необходимо? «Прозвонить» все обмотки, по очереди, чтобы выяснить, нет ли где обрыва или «неконтакта» в местах соединений. Кроме того, нужно замерить сопротивление между катушками и на корпус (удостовериться в отсутствии КЗ).
И только после этого можно проверять изделие в работе.
Включение
Для проверки работоспособности двигатель не следует сразу же запитывать от источника 220 В. Сначала нужно проверить его работоспособность через понижающий трансформатор. Если ротор, хоть и «вяло», но крутится и эл/двигатель не греется, не дымит, значит, все сделано правильно.
После включения в промышленную сеть (220) целесообразно замерить потребляемый устройством ток. В паспорте на изделие такие данные есть. В случае чрезмерного отклонения измеренной величины от «номинала» необходимо разбираться с вероятной причиной.
Практические советы
- В процессе намотки провода на шаблон нужно укладывать его равномерно, «виток к витку». Наложения проводков друг на друга, с «перехлестом», следует избегать. Иначе полученная катушка просто не поместится в месте установки из-за увеличенных габаритов.
- Еще в процессе разборки эл/двигателя необходимо обратить внимание, как и чем выполнена изоляция внутренних частей (например, фазных катушек), по какой схеме они соединены («треугольник», «звезда») и так далее. Это поможет произвести правильную сборку, так как ее придется делать «один в один». Не стоит надеяться на память. Надежнее все это «зарисовать», с указанием всех особенностей инженерного решения.
- Если пришлось сдать «движок» в ремонт, то следует поинтересоваться, какие в мастерской применяются пропиточные составы и есть ли соответствующее оборудование для просушки обмоток.
В принципе, ничего особо сложного в самостоятельной «перемотке» эл/двигателя нет. Следует только вспомнить азы электротехники и учесть вышеприведенные рекомендации. Тогда не придется платить за дорогостоящий ремонт (а в мастерской, как правило, «накручивают» смету) или приобретать другую бытовую технику вместо отправленной в утиль.
Пошаговая инструкция перемотки электродвигателей своими руками
Во многих бытовых устройствах и самодельных конструкциях в качестве привода используются электрические машины небольшой мощности. Несмотря на высокую надежность электромоторов, их выход из строя по ряду причин — не редкость. Учитывая относительно высокую стоимость этих устройств, практичнее осуществлять их ремонт, а не замену. Предлагаем рассмотреть возможность перемотки электродвигателей в домашних условиях.
Виды электродвигателей и особенности их ремонта
Как правило, в быту используются коллекторные моторы постоянного тока и бесколлекторные асинхронные двигатели переменного тока. Именно ремонт этих приводов мы и будем рассматривать. Информацию о принципе действия и конструктивных особенностях асинхронных и коллекторных машин можно найти на нашем сайте.
Что касается синхронных приводов, то в быту они практически не используются, поэтому в данной публикации эта тема не затрагивается.
Особенности ремонта асинхронной машины
Проблемы с двигателем любого типа могут иметь механический или электрический характер. В первом случае свидетельствовать о неисправности может сильная вибрация и характерный шум, как правило, это говорит о проблемах с подшипником (обычно в торцевой крышке). Если вовремя не устранить неисправность, вал может заклинить, что неминуемо приведет к выходу из строя обмоток статора. При этом тепловая защита автоматического выключателя может не успеть сработать.
«Сгоревшие» провода обмотки статора
Исходя из практики, в 90% выход из строя асинхронных машин возникают проблемы с обмоткой статора (обрыв, межвитковое замыкание, КЗ на корпус). При этом короткозамкнутый якорь, как правило, остается в рабочем состоянии. Поэтому даже при механическом характере повреждений необходимо произвести проверку электрической части.
Проверка обмотки
В большинстве случаев проблема может быть обнаружена по внешнему виду и характерному запаху (см. рис. 1). Если эмпирическим путем неисправность установить не удается, переходим к диагностике, которая начинается с прозвонки на обрыв. Если таковая обнаруживается, выполняется разборка двигателя (этот процесс будет описан отдельно) и тщательный осмотр соединений. Когда дефект не обнаружен, можно констатировать обрыв в одной из катушек, что требует перемотки.
Если прозвонка не показала обрыва, следует переходить к измерению сопротивления обмоток, при этом учитывать следующие нюансы:
- сопротивление изоляции катушек на корпус должно стремиться к бесконечности;
- у трехфазного привода обмотки должны показывать одинаковое сопротивление;
- у однофазных машин сопротивление пусковых катушек превышает данные показания рабочих обмоток.
Помимо этого следует учитывать, что сопротивление статорных катушек довольно низкое, поэтому для его измерения бессмысленно использовать приборы с низким классом точности, к таковым относятся большинство мультиметров. Исправить ситуацию можно собрав несложную схему на потенциометре с добавлением дополнительного источника питания, например автомобильной аккумуляторной батареи.
Схема для измерения сопротивления обмоток
Методика измерений следующая:
- Подключается катушка привода к схеме, представленной выше.
- Потенциометром устанавливается ток 1 А.
- Производится расчет сопротивления катушке по следующей формуле: , где RК и UПИТ были описаны на рисунке 2. R – сопротивление потенциометра, – падение напряжения на измеряемой катушке (показывает вольтметр на схеме).
Стоит также рассказать о методике, позволяющей определить место межвиткового замыкания. Это делается следующим образом:
Статор, освобожденный от ротора, подключается через трансформатор к пониженному питанию, предварительно поместив к нему стальной шарик (например, от подшипника). Если катушки рабочие, шарик будет циклически двигаться по внутренней поверхности безостановочно. При наличии межвиткового КЗ, он «прилипнет» к этому месту.
Особенности ремонта коллекторных приводов
У данного типа электромашин чаще возникают механические неисправности. Например, стирание щеток или засорение контактов коллектора. В таких ситуациях ремонт сводится к чистке контактного механизма или замене графитовых щеток.
Тестирование электрической части сводится к проверке сопротивления обмотки якоря. В этом случае щупы прибора двум соседним контактам (ламелям) коллектора, после снятия показаний производится измерение далее по кругу.
Проверка обмотки якоря коллекторного электродвигателя
Отображенное сопротивление должно быть примерно одинаковым (с учетом погрешности прибора). Если наблюдается серьезное отклонение, то это говорит, что имеет место быть межвитковое КЗ или обрыв, следовательно, необходима перемотка.
Обмоточные данные электродвигателей
Это справочные данные, поэтому самый надежный способ получить такую информацию – обратиться к соответствующим источникам. Эти данные также могут приводиться в паспорте к изделию.
В сети можно встретить советы, в которых рекомендуют при перемотке вручную пересчитать витки и измерить диаметр провода. Это трата времени. Значительно проще и надежней по маркировке двигателя найти всю необходимую информацию, в которой будут указаны следующие параметры:
- номинальные рабочие характеристики (напряжение, мощность, потребляемый ток, число оборотов и т.д.);
- количество проводов для одного паза;
- Ø проволоки (как правило, в данном показателе изоляция не учитывается);
- информация о внешнем и внутреннем диаметре статора;
- количество пазов;
- с каким шагом выполняется обмотка;
- размеры ротора и т.д.
Ниже представлен фрагмент таблицы с намоточными данными для электромашин типа 5A.
Пример таблицы с намоточными данными
Пошаговая инструкция перемотки электродвигателя своими руками
Необходимо сразу предупредить, что без спецоборудования и навыков работы перемотка катушек будет, скорее всего, бесполезным занятием. С другой стороны отрицательный опыт это тоже опыт. Понимание сложности процесса является лучшим объяснением его стоимости.
Первый этап — демонтаж
Мы приводим алгоритм действий для асинхронных машин, он следующий:
- Отключаем привод от сети (380 или 220 В).
- Демонтируем электромотор с конструкции, где он был установлен.
- Снимаем задний защитный кожух охлаждающего вентилятора.
- Демонтируем крыльчатку.
- Откручиваем крепление торцевых крышек, после чего снимаем их. Начинать желательно с фронтальной части, после ее демонтажа ротор легко «выйдет» с тыловой крышки.
- Вытаскиваем ротор.
Данный процесс можно существенно облегчить, если использовать специальное устройство – съемник. С его помощью легко освободить вал двигателя от шкива или шестерни, в также снять торцевые крышки.
Съемник для демонтажа
Мы не будем приводить инструкцию по разборке коллекторного двигателя, поскольку особо не отличается. Строение электромашины данного типа можно найти на нашем сайте.
Этап второй — снятие обмотки
Очередность действий следующая:
- При помощи ножа снимаем бандажный крепеж и изоляционное покрытие с мест соединений проводов. В некоторых инструкциях рекомендуется зафиксировать схему соединений, например, сделав фотоснимок. Делать это особого смысла нет, поскольку это справочная информация и узнать ее по марке двигателя не составляет проблемы.
- Используя зубило, сбиваем верхушки проводов с каждого торца статора.
- Освобождаем пазы, используя пробойник соответствующего диаметра.
- Очищаем статор от грязи, копоти, лака пропитки.
Статор, освобожденный от обмотки
На этом этапе мы рекомендуем остановиться, взять корпус и отвезти его специалистам. Самостоятельный демонтаж позволит снизить стоимость восстановительных работ. Как уже упоминалось выше, без спецоборудования качественно перемотать катушки довольно сложно. Для понимания сложности процесса опишем его технологию, что позволит облегчить выбор.
Перемотка статора (финальная фаза)
Процесс состоит из следующих действий:
- Установка изоляторов в каждый паз (гильзование).
- Толщина материала и его характеристики подбираются по справочнику.
- Определяются обмоточные данные по марке двигателя.
- На специальном станке производится намотка необходимого количества витков всыпных катушек. В сети можно найти фото и параметры самодельных ручных станков, но качество их работ довольно сомнительное.
Станок для намотки всыпной обмотки
- Катушечные группы укладываются в пазы, после чего производится их обвязка и соединение. Эти процессы довольно сложные и выполняются вручную.
- Осуществляется пропитка. Для этого корпус нагревается до температуры 45°С – 55°С и полностью погружается в емкость с пропиточным лаком. Заливать лаком провода не имеет смысла, поскольку в этом случае все равно останутся пустоты.
- После пропитки корпус помещают в специальную камеру, где осуществляется сушка при температуре 130-135°С.
- Финальное тестирование катушек омметром.
- Сборка и пробный запуск (если в ремонт передавались на только корпус, а и остальные детали и крепления).
Если на восстановление сдавался только корпус, рекомендуем перед тем, как включать мотор, проверить катушки.
Перемотка якоря
Процесс замены обмотки коллекторного двигателя несколько похож за исключением небольших нюансов, связанных с особенностью исполнения. Например, на перемотку отправляют якорь, а не корпус, при условии, что проблема возникла не с катушками возбуждения. Помимо этого имеются следующие отличия:
- Для намотки применяется специальный станок, более сложной конфигурации.
- Обязательно необходима проточка, балансировка якоря (в финальной части процесса), а также его чистка и шлифовка.
- При помощи специального фрезерного станка производится нарезка коллектора.
Для перечисленных процессов требует спецоборудование, без него перемотка электродвигателей — пустая трата времени.
Должностная инструкция обмотчика элементов электрических машин
I. Общие положения
1.1. Обмотчик элементов электрических машин относится к категории рабочих.
1.2. На должность обмотчика электродвигателей назначается лицо, имеющее среднее специальное образование соответствующего профиля и стаж работы от 2 лет.
1.3. Назначение на должность обмотчика электродвигателей и освобождение от нее производится приказом руководителя по представлению главного энергетика организации.
1.4. Обмотчик элементов электрических машин должен знать:
- назначение и правила применения простых инструментов и приспособлений;
- инструменты и приспособления, применяемые при доработочных операциях;
- способы заготовки и укладки секций в пазы;
- круговые схемы соединения волновой и петлевой обмотки;
- свойства изоляционных материалов;
- основы электротехники в объеме выполняемых работ.
- устройство, правила эксплуатации и способы подналадки обслуживаемых станков;
- допускаемую плотность тока при нагреве секций;
- устройство универсальных и специальных приспособлений;
- круговые и развернутые схемы соединения обмоток;
- способы пайки;
- виды припоев и их свойства;
- наименование, маркировку и свойства изолировочных материалов;
- чертежи изоляционных деталей;
- схемы укладки обмоток на станке.
- устройство и принцип действия сложных приспособлений и контрольно-измерительного инструмента;
- способы крепления обмоток;
- круговые и развернутые схемы многопараллельных соединений обмоток статоров;
- способы проверки сложных обмоток на витковое замыкание;
- конструкцию применяемого оборудования;
- методы испытания обмоток;
- свойства применяемого материала;
- сложные чертежи и схемы;
- устройство и правила сборки обмоток уникальных элементов электрических машин;
- конструкцию и назначение технологической оснастки и оборудования;
- регулировку, подгонку каналов и методы испытания обмоток по электрическим параметрам и на гидроплотность.
II. Должностные обязанности
2.1. Обмотчик элементов электрических машин выполняет следующие функции:
- Подготовка пазов к обмотке, закрепление обмоток клиньями, соединение обмоток по простым схемам, рихтовка лобовых частей обмоток, крепление междукатушечных и межполюсных соединений шнуром или лентой, подготовка обмоток к испытанию.
- Обмотка простых элементов электрических машин, разметка шага по пазам и коллектору, установка фазных прокладок и обрезка концов, одевание изолирующих трубок на концы катушечных групп, соединение обмотки статоров по схемам, разбивка обмотки на группы, обработка лобовых частей обмотки, укладка секций в пазы.
- Обмотка элементов электрических машин средней сложности, последовательное формирование лобовых частей обмоток, установка межфазных прокладок, соединение концов обмотки с изолирующими трубочками, скрутка и пайка мест соединений, увязка выводных концов и лобовых частей обмоток; установка обмоткодержательных колец с выверкой по секции; соединение секции для подогрева током; закрепление уложенной обмотки и увязка секций обмоткодержательными кольцами; крепление дистанционных прокладок к лобовым частям обмотки; соединение обмотки якоря с коллекторами; клиновка петушков деревянными и контактными клиньями.
- Обмотка сложных элементов электрических машин; разметка шага по пазам сердечника и коллектору для смешанной (лягушечьей) обмотки; протяжка одно-, двухслойной обмотки статора в пазы; укладка обмотки и уплотнение; соединение обмоток статоров по сложным схемам; установка соединительных шин и пайка; загибка концов секций с числом параллельных проводников до и свыше 2.
- Полная обмотка и соединение уникальных элементов электрических машин; разметка по схеме, подгонка, укладка, уплотнение, заклиновка обмоток и соединение; монтаж системы водяного охлаждения; установка соединительных шин; укладка уравнителей и термопар.
2.2 Электрообмотчик, обязан отработать две недели после подачи своего заявления об увольнении.
3.1. Обмотчик элементов электрических машин имеет право:
3.1.1. знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности;
3.1.2. вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией;
3.1.3. сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению;
3.1.4. запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;
3.1.5. привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений предприятия к решению возложенных на него задач (с разрешения руководителя предприятия);
3.1.6. требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав;
4.1. Обмотчик элементов электрических машин несет ответственность:
4.1.1. за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации;
4.1.2. за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
4.1.3. за причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерациию.